Газеты и журналы с цветными иллюстрациями – прекрасный дидактический материал для занятий с ребенком. Возьмите за правило не выбрасывать в мусоропровод всю пачку глянцевых реклам, которые вы вынимаете из почтовых ящиков, а постарайтесь превратить их в удобный и доступный инструментарий для занятий.
С этой целью заведите папку, в которую будете складывать вырезанные из них картинки. Иногда с ними можно импровизированно играть, например, в известную развивающую игру «Третий лишний».
Вы предлагаете ребенку три рисунка, из которых два можно объединить одной темой – «одежда», «игрушки», «мебель», «письменные принадлежности» и т.д. А один рисунок добавляете нарочито «выпадающий» из общей темы. Задача ребенка – проанализировать предложенный ему зрительный ряд и найти в нем третьего лишнего, объяснив, чем он не подходит.
Подборки могут быть, например, следующими: стол, стул, окно; брюки, рубашка, мальчик; арбуз, яблоко, дом.
Для детей постарше развивающую игру «Третий лишний» можно проводить в устном варианте. Например, взрослый произносит подборку «сова, ворона, собака». Дети должны в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе. Однако, в этом списке есть одно исключение – сова и ворона являются птицами, а собака – нет. Вывод: собака в этой игре будет «третьей лишней». Вот еще ряд подборок для развивающей игры «Третий лишний» детей:
1. Молоко, сок, хлеб – все три слова означают съедобные вещи, но молоко и сок – это напитки, а хлеб – едят.
2. Машина, лошадь, трамвай – все слова означают средство передвижения, но машина и трамвай – механические, а лошадь – живое существо.
3. Шапка, платок, сапоги – все предметы – виды одежды, но шапку и платок надевают на голову, а сапоги – на ноги.
4. Роза, береза, елка – все предметы – растения, но береза и елка – деревья, а роза – цветок.
5. Дождь, снег, река – все предметы – явления природы, но дождь и снег идут с неба, а река течет по земле.
6. Врач, турист, шофер – все три слова обозначают людей, но врач и шофер – виды профессий, а турист – отдыхающий.
7. Тень, солнце, планета – в данном случае могут быть две логически обоснованные пары; первая – тень и солнце, при свете которого появляется тень, тогда планета – лишнее слово; при втором варианте парой становятся слова солнце и планета как небесные «жители», а тень относится к земле.
8. Мороз, вьюга, январь – лишнее слово «январь», как обозначение месяца, мороз и вьюга – погодные явления.
9. Камень, глина, стекло – лишнее слово стекло, два остальных обозначают природные ископаемые.
10. Дверь, ковер, окно – лишнее слово «ковер», так как обозначает предмет мебели, остальные два – дверь и окно – архитектурные сооружения.
11. Море, река, бассейн – все слова обозначают водоемы, только море и река – естественные, а бассейн – искусственный.
С приобретением навыка зрительной и слуховой наблюдательности игру можно усложнить, добавив в нее еще один рисунок и преобразовав, соответственно, в развивающую игру «четвертый лишний». Вот несколько словесных подборок для игры в «Четвертый лишний»:
1. Март, апрель, май, январь – лишнее слово «январь», все остальные месяцы года – весенние.
2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник – лишнее слово «ромашка», это летний цветок, все остальные – весенние.
3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок – лишнее слово «теленок», это детеныш домашнего животного, все остальные – диких.
4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела – лишнее слово «трясогузка», это птица, остальные слова обозначают – насекомых.
5. Трактор, лопата, грабли, вилы – хотя все слова обозначают предметы для сельского хозяйства, но лишнее слово «трактор», потому что это механическая машина, все остальные орудия труда – ручные.
Отправить комментарий